Волонтеры во время встречи эвакуированных жителей ДНР и ЛНР на железнодорожном вокзале в подмосковной Апрелевке. 22 февраля 2022 года. Алексей Куденко / РИА Новости
За последние годы роль третьего сектора в жизни российского общества многократно возросла, о чем свидетельствует беспрецедентный рост гражданского участия в деятельности некоммерческих организаций и волонтеров. Благодаря росту общественного доверия к деятельности некоммерческого сектора сегодня НКО являются важнейшим участником общественных отношений, а их проблемы, вопросы развития стали значимой частью повестки органов государственной власти.
В условиях новых вызовов, ставших непосредственной угрозой национальной безопасности, некоммерческий сектор проявил свои самые лучшие качества — сопричастность, справедливость, милосердие и самопожертвование.
Именно представители НКО, гражданские активисты, добровольцы, благотворители с самых первых дней активно включились в оказание помощи беженцам, которые были вынуждены оставить свои дома в ситуации военного обострения конфликта на Донбассе. В целях координации добровольческих усилий Всероссийским студенческим корпусом спасателей (ВСКС), Российским Красным Крестом (РКК) совместно с Общественной палатой был сформирован волонтерский кризисный штаб139.
Добровольцы в круглосуточном режиме координировали работу по сбору и распределению гуманитарной помощи, оказывали психологическую поддержку гражданам, которые находились в пунктах временного размещения, организовывали досуговые мероприятия для детей. Кроме того, волонтеры занимались отправкой и сопровождением гуманитарной помощи в Донецкую и Луганскую Народные Республики. Например, студенты-спасатели доставили необходимые вещи в Луганскую республиканскую клиническую больницу, которая предназначена для онкобольных детей, их мам и сотрудников онкогематологического отделения140.
Большая работа была проделана представителями Российского Красного Креста. Совместными усилиями организации с февраля по июль 2022 года удалось собрать и перевезти более 1 442 тонн гуманитарной помощи, гуманитарную поддержку получили более 90 000 человек, было привлечено свыше 480 млн рублей финансовой помощи141. Организация обеспечивала работу пунктов временного размещения, закупала предметы личной гигиены, воду, детские смеси, посуду, бытовую технику, витамины для детей и взрослых. Кроме того, Российский Красный Крест оказывал адресную помощь, решая проблемы и поддерживая всех тех, кто в этом нуждался142.
Отдельным направлением работы некоммерческих организаций стала помощь тяжелобольным и раненым детям. С 2014 года благотворительный фонд «Справедливая помощь доктора Лизы» занимается лечением тяжелобольных и раненых детей с территорий ДНР и ЛНР. Только за 2021 год с Донбасса поступило 824 обращения о помощи, все просьбы были рассмотрены и удовлетворены143. 11 июня 2022 года проект организации «Жить и побеждать», направленный на оказание медицинской помощи тяжелобольным детям и взрослым с Донбасса, победил в конкурсе Фонда президентских грантов. На продолжение социально значимой деятельности было выделено 36,8 млн рублей144.
Консолидация многочисленных российских некоммерческих организаций, выступивших единым гражданским фронтом, вызвала синергетический эффект в гражданском обществе, что позволило не только усилить многостороннюю поддержку, но и систематизировать общие усилия по ее ключевым направлениям.
Высокую оценку работе российских НКО дали представители гражданского общества Донецкой и Луганской Народных Республик145. 12 июля на форуме активных граждан «Сообщество» общественные палаты ЛНР и ДНР подписали меморандумы о взаимодействии с Общественной палатой Российской Федерации. Документы закрепляют положения о сотрудничестве в сфере укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, поддержания межнационального и межрелигиозного согласия, а также упрочения культурных связей между соотечественниками. В меморандумах были затронуты вопросы восстановления экономической, культурной инфраструктуры Донбасса, а также возвращения к мирной жизни его жителей.
Кроме того, общественные палаты ЛНР и ДНР заключили соглашения о сотрудничестве с региональными общественными палатами, представляющими более 20 регионов страны. Среди них — Севастополь, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Воронежская область, Калужская область, Нижегородская область, Ростовская область, Рязанская область, Саратовская область, Алтайский край, Краснодарский край и другие.
Подобные соглашения как дополнительный импульс к дальнейшему развитию институтов гражданского общества стали эффективными инструментами взаимодействия и распространения гражданской активности на территориях ЛНР и ДНР еще до их вхождения в состав Российской Федерации146.
Волонтеры загружают коробки с гуманитарной помощью для беженцев с юго-востока Украины в грузовой автомобиль для дальнейшей отправки в Ростовскую область. Мероприятия по приему гуманитарной помощи организованы по инициативе Российского Красного Креста. 23 марта 2022 года. Александр Кряжев / РИА Новости
Важнейшим проектом поддержки общественных инициатив и развития третьего сектора на территориях Донбасса стала работа по созданию ресурсных центров НКО, координацию создания которых взяла на себя Общественная палата Российской Федерации. Сегодня в рамках этой работы ведется единая база некоммерческих организаций из разных регионов России, помогающих и готовых помогать развитию некоммерческого сектора на новых территориях. Совместно с Институтом государственной службы и управления РАНХиГС и во взаимодействии с общественными палатами Луганской и Донецкой Народных Республик проведена серия обучающих семинаров для общественности новых регионов России, посвященная вопросам государственной поддержки и регистрации НКО, развития партнерств и взаимодействия НКО. Для представителей общественности и органов власти, включенных в процесс разработки и реализации программ и мер поддержки общественных объединений и СО НКО Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, организовано целевое бесплатное обучение в ИГСУ РАНХиГС по программе повышения квалификации «Вопросы взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями и привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере». Обучение нацелено на содействие скорейшему развитию некоммерческого сектора в новых регионах России и формирование региональных команд, владеющих современными практиками, технологиями и методиками реализации мер поддержки социально ориентированных НКО.
Сбор гуманитарной помощи для беженцев и жителей ДНР и ЛНР в рамках акции «Своих не бросаем» на площади Нахимова в Севастополе. Волонтеры штаба «Мы вместе—Севастополь», представители Российских студенческих отрядов, Российского союза молодежи, Молодой гвардии Единой России, волонтеры-медики призывают севастопольцев объединиться в помощи беженцам и жителям Донецкой и Луганской Народных Республик. 6 марта 2022 года. Анна Садовникова / РИА Новости
Работа некоммерческих организаций на Донбассе показала, что третий сектор сегодня — это наиболее структурированная часть гражданского общества, которая дает всему российскому обществу возможности и инструменты для реализации широкого спектра общественных, гуманитарных, социальных и экономических инициатив. Третий сектор не заменяет государство, а дополняет его, обеспечивая тот необходимый уровень горизонтального взаимодействия в обществе, основанный на долгосрочных связях, практиках совместной деятельности, взаимовыручки и взаимопомощи, который позволяет эффективно, оперативно и адресно решать социально значимые задачи, привлекая при необходимости ресурсы государства.
Государство со своей стороны на протяжении последних нескольких лет существенно расширяло поле взаимодействия с некоммерческими организациями. Примером этой работы стало поэтапное расширение доступа НКО к оказанию услуг в социальной сфере. Востребованным механизмом расширения такого участия НКО в социальной сфере в 2022 году стал социальный заказ. Одной из целей внедрения закона о социальном заказе147 в 2020 году было увеличение доли негосударственных организаций при оказании услуг в социальной сфере. Сегодня благодаря реализации этого механизма социальные услуги становятся более доступными и качественными для незащищенных категорий граждан148. По данным Доклада о состоянии и проблемах участия негосударственных поставщиков в системе государственного социального заказа149, увеличивается и число негосударственных организаций (СО НКО и организаций малого и среднего предпринимательства) — участников и победителей конкурентного отбора. Если в 2021 году в таком отборе приняли участие 63 организации, а его победителями стали 45 негосударственных исполнителей услуг, то в 2022 году количество участников конкурентного отбора возросло почти в три раза и составило 184 организации, победили 138 негосударственных организаций.
Одним из важнейших эффектов апробации закона о государственном социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере150 стало создание координационных площадок («площадок для диалога»). Такие площадки сформированы в основном на базе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также на базе региональных отделений Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Участие общественных палат в апробации новых механизмов данного закона внесло заметный вклад в повышение эффективности участия негосударственных организаций в исполнении государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в Ханты-Мансийском автономном округе, Новосибирской, Псковской, Калининградской областях.
На прошедшей в Общественной палате конференции «Конкуренция на равных» был представлен опыт работы координационных площадок по содействию внедрению в пилотных регионах механизмов социального заказа, предложены шаги по развитию участия негосударственных организаций в его исполнении.
1 января 2022 года после вступления в силу изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации заработал единый реестр СО НКО — получателей поддержки. Сегодня в него включено более 46 тысяч некоммерческих организаций из всех регионов нашей страны. Главная задача реестра — реализация положений Налогового кодекса, по которым бизнес, жертвующий находящимся в реестре НКО, имеет право на налоговые преференции151.
Масштабные санкции, принятые западными странами против России, и последовавшая за ними перестройка российской экономики оказали влияние и на третий сектор. Важным шагом государства в интересах третьего сектора в сложившихся условиях стало решение о принятии дополнительных мер поддержки НКО.
16 марта 2022 года Президент России подписал Указ152, в том числе предусматривающий принятие дополнительных мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан, оказывающих помощь беженцам, реализующих деятельность в сфере патриотического воспитания, а также содействующих развитию внутренней трудовой миграции. На протяжении года на законодательном уровне был принят ряд изменений, среди них административные послабления, отмена плановых проверок НКО в 2022 году, облегчение наказаний за административные правонарушения, совершенные НКО впервые, и другие меры.
14 июля 2022 года Главой государства был подписан закон, направленный на сохранение целевых капиталов НКО в условиях внешнего санкционного давления153. В новой редакции было учтено предложение Общественной палаты о приостановлении действия установленных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 года No 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» правовых норм. В указанных статьях были определены основания принудительного расформирования целевого капитала в связи со снижением стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом.
Государство в 2022 году продемонстрировало готовность к многосторонней поддержке третьего сектора, которая была проявлена не только на законодательном уровне, но в финансовом обеспечении некоммерческих организаций в виде субсидий и грантов институтов развития, таких как Фонд президентских грантов и Президентский фонд культурных инициатив.
Несмотря на системные меры поддержки и широкую востребованность деятельности некоммерческих организаций, одной из важных проблем третьего сектора сегодня является дисбаланс его развития на региональном уровне.
Волонтеры ассоциации благотворителей «Белый цветок» проводят благотворительную ярмарку после XI Елисаветинского крестного хода. Полученные средства направят в помощь тяжелобольным детям Одинцовского и Красногорского городских округов. Московская область. 18 сентября 2022 года. Алексей Филиппов / РИА Новости
На выявление и устранение диспропорций в развитии третьего сектора в регионах Российской Федерации направлен проект Общественной палаты рейтинг «Регион-НКО». Результаты рейтинга третьего сектора за 2022 год были представлены на итоговом форуме активных граждан «Сообщество» в Москве. За годы реализации проекта рейтинг третьего сектора «Регион-НКО» стал эффективным управленческим механизмом для принятия стратегических решений по развитию НКО, его результаты учитывают в Правительстве России, а в регионах рейтинг используется в качестве базовой основы для разработки дорожных карт по его развитию.
Ввиду высокой значимости некоммерческого сектора для развития социальной сферы Татьяна Голикова поручила Минэкономразвития России совместно с Общественной палатой проработать возможные механизмы стимулирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к осуществлению мер по снижению диспропорций в развитии некоммерческого сектора154. Также вице-премьер попросила проработать предложения о сокращении бюрократических барьеров в предоставлении СО НКО субсидий и грантов и разработать рекомендации по более активному включению СО НКО в реализацию региональных программ национальных проектов.
Общественная палата направила свои предложения в Минэкономразвития России, отметив в них, что в преодолении диспропорций развития третьего сектора могут помочь дополнение перечня показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателем «Численность занятых в социально ориентированных некоммерческих организациях» и установление поощрения за достижение показателей данной оценки155.
Распространить пониженные тарифы при уплате страховых взносов на СО НКО, вошедшие в реестр, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 года No 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».
Распространить мораторий на проведение плановых проверок на СО НКО, за исключением деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья граждан.
Распространить программу льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на СО НКО.
Распространить на СО НКО программы поддержки малого и среднего бизнеса, связанные с рисками отключения Российской Федерации от международных платежных систем (компенсации малому и среднему бизнесу на использование системы быстрых платежей, возмещение банковских комиссий за покупки товаров и услуг через платежный сервис Банка России и другие).
Предоставить субсидии на возмещение расходов на оплату труда сотрудников СО НКО.
Рассмотреть возможность оказания дополнительной поддержки СО НКО, помогающим людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включая беженцев, вынужденных переселенцев, семьи военнослужащих.
Временно смягчить правила перераспределения направлений использования выделяемых в рамках субсидий и грантов бюджетных средств, что позволит СО НКО в условиях непредвиденного роста цен осуществлять затраты на одну статью расходов из бюджета, выделенного для иной статьи расходов.
Обеспечить сохранение возможности получения бюджетных средств, выделенных в 2022 году на поддержку СО НКО, включая федеральный и региональные бюджеты.
Вопросы развития инклюзивной культуры последние несколько лет находятся в фокусе внимания общества и государства, активно обсуждаются в научной и экспертной среде, на дискуссионных площадках профессиональных конференций и в сетевых сообществах.
До недавнего времени представление об инклюзии как процессе реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью и ментальными особенностями, ограничивалось рассмотрением вопросов развития социальных практик, в большей степени связанных с образовательными процессами. Сегодня, благодаря активному взаимодействию некоммерческого сектора, экспертного сообщества и государства, идея инклюзии как включенности в повседневную жизнь социума рассматривается в широком социокультурном контексте, включающем все возможные формы социальной адаптации людей c инвалидностью.
Члены клуба танцевально-двигательной терапии «Вдохновение» (Кемеровская область) во время выступления на гала-концерте X Международного благотворительного танцевального фестиваля Inclusive Dance в Крокус Сити Холле. Красногорск, Московская область, 31 октября 2022 года. Антон Новодережкин / ТАСС
Согласно социологическим исследованиям, более 60% россиян знакомы лично с людьми, имеющими инвалидность. Россияне также хорошо осведомлены о проблемах людей с инвалидностью и считают, что такие люди нуждаются в поддержке и внимании со стороны государства. При этом большинство наших сограждан — 69% опрошенных полагают, что в настоящее время государство уделяет недостаточно или слишком мало внимания проблемам инвалидов156.
В мае 2022 года в Доме прав человека при широком участии представителей гражданского общества прошли общественные слушания, посвященные анализу исполнения в России положений Конвенции ООН о правах инвалидов за 10-летний период. Участники мероприятия обсудили выполнение плана мероприятий по реализации рекомендаций, содержащихся в Заключительных замечаниях Комитета по правам инвалидов по первоначальному Докладу России о выполнении Конвенции, подготовленному в 2014 году, а также участие общероссийских организаций инвалидов в общественном контроле за реализацией Конвенции ООН157. Участники слушаний отмечали, что Российская Федерация, взяв на себя обязательства по безотлагательному переходу всех органов власти к активным действиям по комплексной интеграции инвалидов, выявлению и пресечению дискриминации их прав, сегодня в значительной мере с этими обязательствами справляется. При этом анализ обращений граждан в органы власти и институты гражданского общества показывает, что отдельные проблемы в этой сфере по-прежнему остаются и требуют принятия соответствующих решений государственных органов158.
обращений
по вопросам защиты прав инвалидов поступило в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой за 2021 год и начало 2022 года.
Из них:
лекарственное обеспечение
доступность и качество оказания медицинской помощи
оказание мер социальной поддержки
пенсионное обеспечение лиц с инвалидностью
Остаются актуальными проблема защиты прав и интересов граждан с ментальными отклонениями, трудоустройство людей с инвалидностью, их сопровождение при осуществлении занятости и совершенствование системы квотирования рабочих мест, повышения уровня доступности услуг и объектов в сфере культуры, создания равного доступа инвалидов, проживающих на территориях с разным уровнем инфраструктурного развития, к техническим и иным услугам, в том числе качественному оборудованию для реабилитации. В регионах Российской Федерации, в средних и малых городах по-прежнему остро актуальны вопросы повышения доступности общественного транспорта, бесплатных парковочных мест, создания доступной среды в жилых помещениях и на дворовых территориях. Актуальным вопросом остается внедрение на этапе проектирования всех зданий и сооружений принципов универсального дизайна, обеспечивающих повсеместную доступность объектов без необходимости их дальнейшего приспособления к нуждам людей с инвалидностью, что в дальнейшем сохраняет значительные и временные, и финансовые ресурсы159.
Сегодня настоятельной необходимостью для граждан с инвалидностью стало использование цифровых инструментов и ресурсов, помогающих им преодолевать ограничения и направленных на создание возможностей для полноправного участия в жизни современного общества.
Уход с российского рынка зарубежных IT-компаний осложнил доступ гражданам с инвалидностью к необходимому программному обеспечению. Эта проблема была детально рассмотрена на площадке Общественной палаты160. Эксперты отметили, что на фоне сложившейся ситуации представляется целесообразным создание специальных мер государственной поддержки (гранты, субсидии), направленных на стимулирование отечественных IT-компаний к активизации работы по разработке и внедрению отечественных аналогов программного обеспечения и технических средств, используемых людьми с инвалидностью в повседневной жизни, например программ экранного доступа и распознавания речи.
При этом ключевым моментом в этой работе должно являться обязательное участие при создании и апробации новых цифровых решений людей с инвалидностью в качестве экспертов, что будет способствовать максимальному учету потребностей данной категории граждан для обеспечения их цифровой доступности.
Успешным примером работы по обеспечению доступности и безопасности финансовых услуг для граждан с инвалидностью стало сотрудничество Общественной палаты с Банком России, благодаря которому при непосредственном участии инвалидов были созданы адаптированные банковские приложения, появляются специальные подразделения по обслуживанию лиц с инвалидностью, повышается физическая доступность офисов. Результатом этой работы стала высокая оценка доступности финансовых учреждений гражданами — 70% банковских клиентов с инвалидностью считают финансовые организации приспособленными для их обслуживания161.
Общественная палата в рамках проведенной общественной экспертизы концептуально поддержала проект приказа Минцифры России, обеспечивающего доступность для людей с инвалидностью сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, отметив в заключении ряд замечаний и дополнений к проекту нормативного акта, которые касались технических особенностей адаптации сайтов, их проектирования, интеграции и использования готовых программных решений162.
Перспективным проектом, планирующимся к реализации в ближайшее время, станет система рейтингования объектов инфраструктуры по их доступности для людей с инвалидностью. Предполагается, что результаты такого рейтинга будут интегрированы в навигационных системах на базе доступных и популярных российских приложений, что поможет человеку с инвалидностью в определении доступности и оценке комфортности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, получении информации о возможных препятствиях на заданном маршруте в поликлинику, торговый центр или финансовое учреждение163.
Разработка рейтинга стала одним из поручений Президента Владимира Путина Правительству России и Общественной палате по итогам встречи с инвалидами и представителями общественных организаций в 2020 году.
Письмо с предложениями о реализации проекта в Общественную палату направило Минцифры России, предложив создать систему рейтингования на базе федеральной государственной информационной системы «Единая цифровая платформа пространственных данных», запуск которой планируется на 2024 год. Кроме того, ведомство предложило разделить объекты на жилые, социальные, общественные, культурные, спортивные и так далее и конкретизировать информацию отдельно для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, ментальными нарушениями.
Министерство культуры России также поддержало в рамках проекта «Инклюзивная платформа» предложение Общественной палаты о пользовательском рейтинговании доступности учреждений культуры. Благодаря оценкам, которые дали граждане с ограниченными возможностями здоровья, волонтеры и сотрудники учреждений культуры, был составлен топ-10 доступности учреждений культуры по регионам Российской Федерации164.
Минкультуры России в рамках проекта «Инклюзивная платформа» поддержало предложение Общественной палаты о разработке системы создания пользовательского рейтинга доступности учреждений культуры.
Рейтинг, запущенный в пилотном формате, содержит результаты рейтингования гражданами, имеющими инвалидность, сотрудниками и волонтерами учреждений культуры в трех регионах.
Благодаря оценкам, которые дали граждане, был составлен топ-10 доступности учреждений культуры в каждом из регионов.
190 учреждений культуры 549,2 тыс. лиц с инвалидностью
Задача проекта — сделать так, чтобы паспорт доступности — реальный чек-лист по учреждениям культуры был актуален в цифровом формате: информация о доступности учреждений размещается на больших платформах и порталах, таких как «Культура.РФ», в мобильных приложениях, геосервисах.
1 место Ханты-Мансийский автономный округ
100% доступности
Региональный парк «Россия — моя история» (для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Центр культуры «Югра-презент»
Централизованная библиотечная система Югорска (для инвалидов с ментальными нарушениями)
>90% доступности
Музей природы и человека
Дворец культуры «Нефтяник»
Государственный художественный музей (для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
2 место Белгородская область
100% доступности
Центр культурного развития «Молодежный»(для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
>90% доступности
Белгородский государственный театр кукол (для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
3 место Республика Татарстан
100% доступности
Республиканский государственный ансамбль песни и танца (для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
>60% доступности
Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева
Бунинский государственный драматический театр (для инвалидов по слуху)165
Согласно мировому индексу благотворительности в 2022 году Россия продемонстрировала рекордный уровень развития филантропии. Наша страна поднялась с 67-й позиции в 2021 году на 30-е место. Индекс Российской Федерации за последние несколько лет показал значимый рост — еще 6 лет назад страна занимала 124-е место в рейтинге. В 2022 году выросли все три ключевых показателя: помощь незнакомым людям, денежные пожертвования и волонтерство166.
Результаты исследования говорят о постоянном росте вовлеченности россиян в благотворительную сферу и желании поддерживать друг друга. Еще одним важным показателем трансформации культуры благотворительности в нашей стране является постоянно фиксируемый опросами рост доверия благотворительным организациям.
2022 год стал непростым для многих благотворительных фондов и организаций. Несмотря на позитивные изменения в целом в сфере благотворительности, после начала специальной военной операции благотворительные фонды, как и другие представители некоммерческого сектора, испытали определенные сложности в своей деятельности, связанные, прежде всего, с сокращением числа регулярных пожертвований.
С уходом из России международных платежных систем, таких как Visa и Mastercard, благотворительным организациям стало тяжело получать пожертвования из-за рубежа. Кроме того, от регулярных списаний в пользу благотворительных фондов доноры нередко стали отписываться самостоятельно. А в некоторых случаях выросло число ошибок по списаниям из-за недостатка средств на карте, так как жертвователи снимали наличные или переводили деньги в другой банк167.
Также благотворительные организации испытывали трудности с покупкой некоторых медикаментов, в частности противосудорожных препаратов и антидепрессантов. Причиной этого стали увеличение отгрузочных цен, повышенный спрос в аптеках на различные препараты, остановка поставок.
Еще одной значимой проблемой стал уход иностранных компаний, которые развивали корпоративную благотворительность или же запускали партнерские проекты с российскими благотворительными фондами168.
Несмотря на тенденции к восстановлению объемов пожертвований осенью 2022 года, сегодня горизонт планирования деятельности благотворительных организаций существенно ограничен. В начале 2023 года, когда объем получаемых традиционно средств сократится из-за возникших в связи с санкциями сложностей, фонды вновь могут столкнуться с трудностями.
По данным социологических опросов, проведенных в 2022 году, 75% респондентов хотя бы раз участвовали в благотворительной деятельности
респондентов
заявили, что передавали нуждающимся одежду, продукты
респондентов
клали деньги в ящики-копилки в общественных местах
опрошенных
жертвуют с помощью СМС
респондентов
работали в НКО в качестве волонтеров169
Чаще всего граждане жертвуют средства на лечение детей, помощь бездомным животным, поддержку малоимущих, детских домов и домов престарелых, детей-сирот170.
Важный показатель трансформации культуры благотворительности в нашей стране — рост доверия благотворительным организациям. Граждане, которые доверяют известным им благотворительным фондам и организациям, в два раза чаще, чем другие, оказывают им финансовую поддержку — 38% против 20%.
При этом 30% респондентов указали на высокий уровень доверия известным им благотворительным фондам и организациям.
Показатель доверия также связан с наличием опыта взаимодействия с благотворительными организациями: среди тех, кто получал любую помощь от НКО, уровень доверия составляет
41%171Кроме того, в 2022 году по сравнению с 2021 годом
снизилось число людей, которые считают, что никаким фондам доверять нельзя172.
Тем не менее, несмотря на все препятствия, с которыми столкнулись филантропы и благотворители в текущем году, они продолжают участвовать в решении важнейших социальных задач. Благотворительность сегодня становится не просто адресной гуманитарной помощью и представляет собой не «латание дыр» и срочные сборы на операции, а несет в себе серьезные системные изменения и оказывает реальное влияние на качество жизни людей.
Благотворительные организации и фонды способны быстро реагировать на возникающую проблему, и это помогает в том числе и государству. Представители власти в решении социальных вопросов зачастую скованы бюрократией, громоздкой нормативной базой. Но у тяжелобольных детей, пожилых граждан, беженцев нет возможности ждать. Безотлагательную помощь способны оказать благотворительные организации, это делает их настоящей опорой для государства в решении социально значимых задач и позволяет сохранить жизни и желание двигаться вперед у большого числа людей173.
Помощь беженцам, неизлечимо больным детям и взрослым, бездомным животным, малоимущим осуществляется постоянно, оперативно и демонстрирует сопереживание наших граждан друг другу, их стремление решать совместно различные социальные задачи.
Выступление артистов «УралОпераБалет» под окнами Областной детской клинической больницы в рамках благотворительного проекта «Детское Лебединое» в Екатеринбурге. 1 июня 2022 года. Павел Лисицын / РИА Новости
Важно отметить, что в последние годы государство демонстрирует свою заинтересованность и оказывает содействие развитию благотворительности в стране. Эти намерения продемонстрированы в принятой Правительством России в ноябре 2019 года Концепции содействия развитию благотворительности до 2025 года174. Помимо этого, разрабатываются различные механизмы мотивации и вовлечения в благотворительность. Среди них можно выделить налоговый вычет на благотворительность, который предполагает возможность получить обратно 13% от суммы благотворительных пожертвований175. Кроме этого, появился механизм пожертвования данного налогового вычета той же организации, которой граждане ранее направляли средства. Все это позволяет привлечь как можно больше людей в сферу благотворительности, а некоммерческому сектору дает гарантии поддержки со стороны государства.
Особую форму поддержки благотворительности государством демонстрирует Фонд «Круг добра». Созданный 5 января 2021 года указом Президента России Фонд обеспечивает дорогими и высокотехнологичными лекарствами детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными). Это стало возможно благодаря ассигнованиям федерального бюджета за счет увеличения на 2% НДФЛ для граждан, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год.
Создание фонда явилось знаковым событием, за два года изменившим контекст и принципы взаимодействия между некоммерческим сектором и государством, и полностью трансформировало модель оказания помощи детям с тяжелыми и редкими заболеваниями.
В 2022 году в связи с изменениями в экономике Фонд столкнулся с рядом сложностей в сфере логистики и доставки препаратов из-за рубежа, потребовались дополнительные согласования в связи с изменением стоимости лекарств, у ряда иностранных поставщиков возникли сомнения по поводу дальнейшего взаимодействия с Фондом.
В короткие сроки все препятствия были устранены — цены на лекарственные препараты сегодня остаются ниже мировых, никто из партнеров не отказался от продолжения работы с Фондом. Учитывая возможные сложности с логистикой, Фонд предусмотрел закупку лекарств с запасом уже на 2023 год. Сегодня с момента поступления заявки до получения пациентом препарата проходит всего 40-60 дней, а в экстренных случаях работа ведется еще быстрее. Обеспечению оперативности в том числе способствует действующая в Фонде электронная система взаимодействия. Родители могут подавать заявление на предоставление лекарственной помощи посредством Портала государственных услуг, а Министерство здравоохранения России может контролировать обработку заявок со стороны регионов.
Большое значение в ежедневной работе Фонда уделяется встречам с родителями больных детей и взаимодействию с некоммерческими организациями. В 2021 году Фондом была создана коммуникационная площадка «Круг друзей», которая объединяет в одном пространстве профессиональные, пациентские сообщества, объединения родителей и детей с тяжелыми заболеваниями, это позволяет оперативно обсуждать актуальные проблемы и совместно искать пути их решения.
Благодаря введению в 2022 году новой формы взаимодействия Фонда с профильными некоммерческими организациями — подписаний соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, была фактически снята нагрузка с НКО по сбору средств на лечение детей по перечню нозологий, курируемых Фондом. Если раньше некоммерческие организации занимались поиском средств для покупки лекарств или медицинских изделий самостоятельно, то сейчас они получили возможность расширить сферы своей деятельности на образовательные проекты и досуговые программы для детей.
Подобные соглашения были заключены с Межрегиональной общественной организацией «Общество пациентов с наследственным ангионевротическим отеком», Всероссийским обществом орфанных заболеваний, АНО «Дом Редких» и рядом других НКО, которые занимаются помощью больным детям.
Президент России Владимир Путин во время встречи в режиме видеоконференции с представителем правления Фонда поддержки детей с тяжелыми заболеваниями «Круг добра» протоиереем Александром Ткаченко. 1 июня 2022 года. Михаил Метцель / РИА Новости
Экспертный совет Фонда ведет постоянную работу над расширением списка заболеваний, по которым Фонд оказывает поддержку, в него попадают генетические заболевания, для которых уже разработаны эффективные лекарственные препараты. В 2022 году был значительно расширен перечень таких нозологий — на 14 заболеваний, сейчас их 59176. «Круг добра» приступил к закупке специальных бинтов и пластырей для «детей-бабочек», а также эндопротезов, которые могут увеличиваться вместе с ростом ребенка.
1 июня 2022 года состоялась встреча Президента России с председателем правления Фонда «Круг добра» протоиереем Александром Ткаченко. Владимир Путин одобрил идею расширить помощь Фонда детям после достижения ими 18 лет, чтобы не прекращать их лечение. Соответствующее поручение было дано Правительству Российской Федерации. Благодаря принятому решению будет обеспечен плавный переход в обеспечении лекарственными препаратами детей, достигших совершеннолетия.
Практика сопровождения подопечных Фонда показала, что регионам требуется время, чтобы предусмотреть средства в бюджете на продолжение лечения. Теперь Фонд предупреждает регион о конкретном пациенте, который переходит во взрослую категорию, и занимается мониторингом его лечения в дальнейшем.
Еще одним значимым достижением, расширяющим деятельность Фонда в 2022 году, стало делегирование Фонду полномочий по закупке препаратов для подопечных государственной программы «14 высокозатратных нозологий» (ВЗН) до достижения ими восемнадцатилетнего возраста. Устойчивое финансирование Фонда позволяет – обеспечить дополнительный объем закупок лекарств для новых подопечных Фонда, которых, по предварительным подсчетам, сегодня в России около 15 тысяч.
Данное решение является значимым не только для детей, которые станут подопечными Фонда и смогут беспрепятственно и непрерывно получать необходимые лекарственные препараты, но и для взрослых. Финансирование программы «14 высокозатратных нозологий» (ВЗН) останется в прежних объемах, возможности лечения взрослых пациентов расширятся. Это позволит решить еще одну важнейшую проблему — обеспечить качественную и бесперебойную помощь взрослым, которую многим регионам сложно оказывать из-за недостатка финансовых средств177.
Отдельным направлением деятельности Фонда в 2022 году стало лекарственное обеспечение детей с тяжелыми, жизнеугрожающими заболеваниями на новых территориях. Работа в этом направлении осложняется наличием ряда проблем, связанных прежде всего с тем, что заявка, поступающая в Фонд, является комплексным документом, включающим подтвержденный диагноз и назначенный врачебной комиссией, а в некоторых случаях и федеральным консилиумом, препарат с рассчитанной дозировкой. Пока возможности подготовки таких документов в медицинских учреждениях новых субъектов существенно ограничены.
Несмотря на все сложности, Фонд стремится оказать всеобъемлющую помощь в тех случаях, когда это возможно. В течение 2022 года помощь от Фонда «Круг добра» была оказана нескольким детям с Донбасса с диагнозами «спинальная мышечная атрофия» и «муковисцидоз». Проработка оптимальных механизмов, которые бы позволили обеспечивать маленьких жителей новых территорий с тяжелыми и редкими заболеваниями соответствующими лекарственными препаратами, будет продолжена в 2023 году178.
Еще одним впечатляющим показателем деятельности Фонда является объем поставки лекарств для детей с орфанными заболеваниями. Сегодня Россия занимает первое место по обеспечению лекарственными препаратами таких детей. В большинстве других стран, где доступно подобное лечение, обеспечение необходимыми препаратами требует наличия дорогих страховок у родителей, которые во многих случаях они не могут себе позволить179.
Благодаря успешной работе Фонда сегодня достигнуто главное: как только в мире появляется новое уникальное и эффективное лекарство, оно сразу становится доступным для российских детей180.
По итогам работы в 2022 году в перечень заболеваний, по которым Фонд оказывает непосредственную лекарственную помощь детям, вошли
нозологий
Помощь оказана или будет оказана на основании одобренных заявок
детям
59 высокотехнологичных лекарственных препаратов и медицинских изделий закупается для лечения детей
млрд рублей
объемы заключенных и находящихся в стадии заключения контрактов/договоров на медицинскую помощь, покупку лекарственных препаратов
и медицинских изделий
Чтобы помощь детям становилась еще более эффективной, Фонд постоянно оптимизирует свою деятельность, форматирует механизмы работы, ведет поиск новых путей взаимодействия с регионами.
В рамках повышения прозрачности и открытости в начале 2022 года Фонд «Круг добра» опубликовал подробный отчет по итогам первого года работы, в котором детально отражены все достигнутые результаты, миссия и организационная структура Фонда.
Также в отчете были обозначены задачи на текущий год, которые по итогам 2022 года удалось успешно выполнить181.