На главную English
language
Скачать
доклад
Скачать
календарь
  • Введение
  • 1. Патриотический консенсус
    • 1.1 Вызовы перед страной — вызовы перед обществом
    • 1.2 Доверие как фактор общественной жизни
    • 1.3 Объединение гуманитарных усилий общества в целях помощи и поддержки жителям Донбасса
    • 1.4 Социальная и частичная военная мобилизация
  • 2. Экономический, технологический, образовательный суверенитет
    • 2.1 Кризис как окно возможностей — гражданские инициативы в сфере социально-экономического развития
    • 2.2 Суверенизация российской системы высшего образования
    • 2.3 Ключевые принципы развития российской экономики
    • 2.4 Импортонезависимость как основа экономической и социальной безопасности страны. Замещение отрасли сельского хозяйства
  • 3. Традиционные ценности
    • 3.1 Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей
    • 3.2 Межнациональное и религиозное многообразие и единство
    • 3.3 Защита семьи и детства
    • 3.4 Патриотическое воспитание
    • 3.5 Защита и сохранение национального достояния и историко-культурного наследия
  • 4. НКО: новые вызовы — новые решения
    • 4.1 Государство и НКО: расширение поля социального взаимодействия на основе доверия и поддержки
    • 4.2 Формирование инклюзивной культуры в российском обществе
    • 4.3 Благосфера — участие благотворительных организаций в решении важнейших социальных задач
    • 4.4 Фонд «Круг добра» в 2022 году
  • 5. Устойчивое развитие
    • 5.1 Экологическое образование
    • 5.2 ESG-повестка: роль гражданского общества
    • 5.3 Сохранение национального природного наследия
  • 6. Общественная дипломатия
    • 6.1 Международный диалог в современных условиях
    • 6.2 Международные организации и институты гражданского общества — взаимодействие в условиях глобальных трансформаций
    • 6.3 Активизация работы с российскими соотечественниками за рубежом
  • Заключение
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации
2022
год
5

Устойчивое развитие

5
  • 5.1 Экологическое образование
  • 5.2 ESG-повестка: роль гражданского общества
  • 5.3 Сохранение национального природного наследия

Здание Московского международного делового центра «Москва-Сити» после частичного отключения электричества в рамках экологической акции «Час Земли». Сфотографировано со смотровой площадки «ВышеТолькоЛюбовь» башни «Око» Московского международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити». 26 марта 2022 года. Рамиль Ситдиков / РИА Новости

25 сентября 2015 года Российская Федерация вместе с другими государствами — членами ООН182 приняла Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, поддержав вместе со всем мировым сообществом фундаментальную идею устойчивого развития — право на благоприятную окружающую среду для каждого человека и использование природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений.

Россия активно включилась в работу по обеспечению устойчивого развития. В 2021 году Правительством были утверждены цели и основные направления устойчивого, в том числе, «зеленого» развития страны183. В числе обозначенных приоритетов — снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, повышение эффективности использования ресурсов, совершенствование системы обращения с отходами и энергосбережение. В документе было отмечено, что готовится к запуску система финансирования «зеленых» проектов и инициатив в сфере устойчивого развития.

В сентябре того же года были закреплены критерии отбора «зеленых» проектов184 и установлены параметры, при достижении которых на реализацию «зеленого» или адаптационного проекта можно привлечь льготное финансирование через специальные облигации или займы.

Так, согласно установленным критериям «зеленый» проект может быть запущен в сферах обращения с отходами, энергетики, строительства, промышленности, транспорта, водоснабжения, сельского хозяйства, сохранения биоразнообразия и окружающей среды. Кроме «зеленых» были введены критерии и переходных, адаптационных проектов. По всем проектам были опубликованы требования к их верификации185. Принятое постановление стало основой для формирования экономических стимулов для перехода на передовые экологические стандарты.

Несмотря на сложную международную ситуацию и санкционные ограничения, в 2022 году в России было продолжено активное внедрение принципов устойчивого развития. Реализуется стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года186, дополнительный импульс в развитии получила тема «зеленых» и переходных проектов, продолжилась активная работа над законопроектом о публичном раскрытии нефинансовой отчетности, содержащим сведения и показатели, отражающие комплексные подходы и результаты деятельности организаций по вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, продолжают реализовываться социально значимые и управленческие инициативы бизнеса в сфере устойчивого развития.

24 мая 2022 года Президент России, обращаясь к участникам первого этапа Всероссийского молодежного экологического форума «Экосистема. Устойчивое развитие», отметил, что основой устойчивого развития каждого государства, ключевым индикатором его успешности и эффективности сегодня становится эффективное управление природными ресурсами, которое непосредственно влияет на сохранение флоры и фауны нашей планеты, на качество жизни людей. Президент России подчеркнул, что сегодня перед страной и обществом стоят серьезные, масштабные задачи, главные из которых — рачительное, бережное использование природных ресурсов, совершенствование инфраструктуры для грамотного обращения с отходами производства и потребления, переход предприятий на передовые технологии, формирование в обществе, особенно у молодежи, экологической культуры187.

Для повышения эффективности решения задач в области охраны окружающей среды идостижения экологического благополучия Общественная палата совместно с профильным Комитетом Государственной Думы внедрили практику проведения общественных обсуждений в преддверии парламентских слушаний. Так, экологические общественные организации и активисты подготовили рекомендации парламентариям в контексте необходимых корректировок законодательства в области обращения с отходами ифедерального проекта «Чистый воздух».

17 ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ И ДЛЯ ПЛАНЕТЫ188

Цели в области устойчивого развития — это всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире. Эти 17 взаимосвязанных целей были приняты всеми государствами — членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулирован 15-летний план по их достижению. Итоговый документ Генассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач.

Цель 1:
ЛИКВИДАЦИЯ
НИЩЕТЫ

Экономический рост должен носить инклюзивный характер, с тем чтобы обеспечивать устойчивые рабочие места и равенство.

Цель 2:
ЛИКВИДАЦИЯ
ГОЛОДА

Продовольственный и сельскохозяйственный сектор предлагают ключевые решения для развития и являются центральным элементом борьбы с голодом и бедностью.

Цель 3:
ХОРОШЕЕ
ЗДОРОВЬЕ
И БЛАГОПОЛУЧИЕ

Ключевой элемент устойчивого развития — обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

Цель 4:
КАЧЕСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

Качественное образование — основа достойной жизни и устойчивого развития.

Цель 5:
ГЕНДЕРНОЕ
РАВЕНСТВО

Гендерное равенство является не только основным правом человека, но и необходимым условием мирного и устойчивого существования.

Цель 6:
ЧИСТАЯ ВОДА
И САНИТАРИЯ

Чистые и доступные водные ресурсы для всех — залог устойчивого мира.

Цель 7:
НЕДОРОГОСТОЯЩАЯ
И ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ

Энергетика является ключевым фактором, способствующим решению современных проблем.

Цель 8:
ДОСТОЙНАЯ РАБОТА
И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РОСТ

Для ликвидации нищеты необходим пересмотр экономической и социальной политики.

Цель 9:
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ,
ИННОВАЦИИ
И ИНФРАСТРУКТУРА

Для достижения устойчивого развития крайне важны инвестиции в инфраструктуру.

Цель 10:
УМЕНЬШЕНИЕ
НЕРАВЕНСТВА

Уменьшить неравенство среди людей и стран.

Цель 11:
УСТОЙЧИВЫЕ ГОРОДА
И НАСЕЛЕННЫЕ
ПУНКТЫ

Инвестиции в развитие инфраструктуры помогут в достижении устойчивого развития.

Цель 12:
ОТВЕТСТВЕННОЕ
ПОТРЕБЛЕНИЕ
И ПРОИЗВОДСТВО

Устойчивое потребление и производство направлены на то, чтобы «делать больше и лучше меньшими средствами».

Цель 13:
БОРЬБА
С ИЗМЕНЕНИЕМ
КЛИМАТА

Проблема изменения климата не знает границ и требует глобального решения.

Цель 14:
СОХРАНЕНИЕ
МОРСКИХ
ЭКОСИСТЕМ

Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов — элемент устойчивого развития.

Цель 15:
СОХРАНЕНИЕ
ЭКОСИСТЕМ СУШИ

Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию помогут в достижении устойчивого развития.

Цель 16:
МИР, ПРАВОСУДИЕ
И ЭФФЕКТИВНЫЕ
ИНСТИТУТЫ

Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития.

Цель 17:
ПАРТНЕРСТВО
В ИНТЕРЕСАХ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Работа по достижению устойчивого развития невозможна без налаживания партнерских отношений на глобальном, региональном и местном уровнях.

5.1

Экологическое образование

Согласно данным социологических исследований граждане нашей страны отмечают возрастающую в последние годы остроту экологических проблем, обусловленную ухудшением экологической ситуации в стране и в мире. Растущая актуальность вопросов экологии в проблемной повестке предопределяет повышение интереса общества к их решению189.

Сегодня как со стороны государства, так и со стороны общества есть четкое понимание того, что состояние окружающей среды является важнейшим фактором, оказывающим непосредственное влияние на качество жизни граждан. Ключевой характер формирования «устойчивого развития» природы и общества отражен в Основном законе страны и документах стратегического планирования.

В июне 2022 года Министерство просвещения Российской Федерации разместило на своем официальном сайте190 Концепцию экологического образования в системе общего образования191. Ранее Общественная палата, учитывая высокую социальную значимость вопросов, рассматриваемых в предложенной концепции, в том числе вопросов, определяющих основы стратегии развития экологического образования в России на ближайшие годы, предоставила свою площадку для профессионального и экспертного обсуждения проекта и выработки предложений по ее совершенствованию192. Первоначальная редакция концепции, по мнению экспертов, требовала ряда доработок:

# развитие экологического образования нуждается в более современном подходе с учетом новых технологий и цифровизации образования;

# экологическое образование должно охватывать все возрастные категории, все образовательные уровни — от дошкольного до высшего;

# система экологического образования должна носить непрерывный характер.

Предложения по доработке концепции были направлены193 в Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Доработанный и одобренный федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию194 вариант концепции определил экологическую культуру обучающихся как интегральный результат непрерывного экологического образования.

Девочка на открытии первого в России детского интерактивного познавательного центра «Парк будущего», посвященного возобновляемым источникам энергии, в «Визит-центре» в Кисловодске. Открытие центра приурочено к проведению самой масштабной экологической акции на планете — «Часу Земли». 26 марта 2022 года. Денис Абрамов / РИА Новости

Утверждение концепции является значительным шагом для развития экологического образования, однако, по мнению экспертов, не может в полной мере способствовать решению задачи по созданию его непрерывной системы. Экологическое образование и просвещение также должны затрагивать сферу профессионального обучения, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования, то есть обеспечивать непрерывность формирования экологической культуры на всех этапах жизни человека, затрагивая все сферы его жизнедеятельности. Кроме того, за рамками концепции остались вопросы экологического просвещения и формирования экологической культуры как неотъемлемой части системы семейных ценностей, что является важным социальным приоритетом, способствующим гармоничному развитию личности и общества в целом195.

Экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры населения России в целом и каждого гражданина в отдельности — задача глобальная по своему объему и межведомственная по содержанию и требует дальнейшей консолидации усилий, активного участия значительного числа органов власти всех уровней, а также общественных объединений, профессионального и научного сообществ.

В настоящее время в России как органами власти всех уровней, так и некоммерческими организациями реализуются различные проекты в сфере экологического образования и просвещения. Однако зачастую они носят разрозненный несистемный характер.

Важным вопросом сегодня является также обеспечение информационного сопровождения экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры населения. В данных условиях очевидной представляется необходимость создания единой информационной платформы в сфере экологического образования и просвещения.

5.2

ESG-повестка: роль гражданского общества

Одна из ключевых тенденций развития современной мировой экономики и экономик национальных государств — поиск новых моделей устойчивого развития. Исчерпаемость природных ресурсов, невосполнимый урон окружающей среде в результате антропогенной деятельности, увеличение частоты и масштабов кризисных явлений, вызванных в том числе пересмотром на уровне отдельных стран и международных организаций правил экономического сотрудничества, предопределили востребованность новых универсальных правил, стандартов и ценностных ориентиров, благодаря которым экономическая деятельность может стать фактором созидательной трансформации. Сегодня этот новый моральный кодекс воплощается в ценностных принципах ESG: E (environmental) — внимательное отношение к окружающей среде, S (social) — социальная ответственность и G (governance) — ответственное корпоративное управление.

Если Цели устойчивого развития предназначены главным образом для государств — членов ООН, то внимание к экологическим, социальным и управленческим аспектам (ESG) становятся все более существенным фактором успеха для ответственного бизнеса. Вопросы сохранения окружающей среды, социального развития и корпоративного управления все чаще принимаются во внимание в процессе принятия инвестиционных решений, при реализации новых финансовых проектов.

Все больше компаний в России демонстрируют открытость и подотчетность перед своими заинтересованными сторонами и регулярно публикуют отчеты о своем вкладе в устойчивое развитие. В этот процесс начинают включаться также регионы и муниципальные образования, ориентированные на соответствие лучшим практикам социальной ответственности.

Наряду с государством в обсуждение проблематики устойчивого развития, в том числе вопросов, связанных с нефинансовой отчетностью компаний, активно вовлечено гражданское общество и представители экспертного сообщества. Независимая оценка нефинансовой отчетности компаний востребована в предпринимательском секторе196. При этом отчитывающаяся организация в процессе подготовки отчета оценивает свое влияние на окружающую среду и общественные процессы, а гражданское общество через институт общественного заверения имеет возможность воздействовать на устойчивое развитие организации.

В рамках форума активных граждан «Сообщество», проходившего в июле 2022 года в г. Липецке, Общественная палата поддержала общественную инициативу по реализации проекта общественного заверения нефинансовой отчетности российских компаний, выступив инициатором и организатором площадки, на которой смогут обсуждаться и заверяться нефинансовые отчеты, выпускаемые организациями, регионами и органами власти.

Создаваемый Общественной палатой институт общественного заверения нефинансовой отчетности обеспечивает независимую оценку деятельности в области устойчивого развития, делает ее прозрачной и доступной для заинтересованных сторон, а также способствует тиражированию лучших практик предприятий и отдельных регионов России по вопросам экологии, развития социальной сферы и эффективности управления197. Оценка нефинансовой отчетности, полученная в рамках процедуры общественного заверения, создает для компаний дополнительные стимулы к развитию в рамках ESG-повестки198.

В процедуре общественного заверения будут принимать участие Координационный совет при Общественной палате по вопросам экологической, социальной ответственности и корпоративного управления (ESG) и устойчивого развития и рейтинговый партнер, выбранный в ходе конкурсного отбора, — рейтинговое агентство RAEX.

ПРОЦЕДУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗАВЕРЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В процедуре общественного заверения будут принимать участие Координационный совет при Общественной палате по вопросам экологической, социальной ответственности и корпоративного управления (ESG) и рейтинговый партнер. В августе 2022 года по результатам конкурсного отбора, к которому были приглашены все ведущие рейтинговые агентства России, партнером Общественной палаты было избрано рейтинговое агентство RAEX.

1

Эксперты рейтингового агентства RAEX сфокусируются на определении объективности, полноты и значимости раскрываемой информации, предоставленной компаниями в публичных нефинансовых отчетах.

2

На следующем этапе оценка отчетности будет проводиться Координационным советом, в состав которого входят 36 участников, — это члены Общественной палаты, Национального ESG-альянса, внешние эксперты из числа представителей научного сообщества, банковских и финансовых институтов, а также представители органов государственной власти.

3

По итогам общественного заверения будет готовиться заключение и выдаваться соответствующее свидетельство, подписанное Секретарем Общественной палаты 199. В ближайшей перспективе планируется работа над законопроектом, который будет регулировать процедуру общественного заверения200.

26 октября 2022 года в Общественной палате впервые прошла процедура общественного заверения публичной нефинансовой отчетности в области устойчивого развития201. Эксперты рейтингового партнера презентовали итоги оценки публичной нефинансовой отчетности компании МТС за 2021 год в соответствии с разработанной методологией202. Нефинансовая отчетность компании МТС получала ESG-оценку — 69,8% из 100%, ей был присвоен рейтинг A [esg]. Отнесение отчета к данному рейтинговому диапазону демонстрирует, что управление ESG-рисками и возможностями в компании находится на высоком уровне. По оценкам экспертов, в дальнейшем компания может улучшить ESG-оценку, реализуя незначительные дополнительные меры и внедряя инновации в сфере ESG.

В 2023 году Общественной палатой запланировано не только активное развитие института общественного заверения публичных нефинансовых отчетов, но и создание основ для формирования соответствующей нормативно-правовой базы.

5.3

Сохранение национального природного наследия

Ввиду высокой социальной значимости сохранения природного наследия вопросы правового регулирования осуществления хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях традиционно привлекают широкое внимание общественных организаций, профессиональных и экспертных сообществ, многочисленных граждан нашей страны, занимающихся экоактивизмом и развитием туристической деятельности.

Обращаясь к участникам 15-й сессии Конференции сторон Конвенции ООН о биоразнообразии в октябре 2021 года, Президент России отметил, что вместе с особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения, другими формами охраны под экологической законодательной защитой находится свыше 25% сухопутной части России, при этом к 2024 году планируется создать еще не менее 23 новых охраняемых природных территорий203.

Сегодня на территории России существует около 13 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых — более 255 миллионов гектаров, 13,5% от площади страны204.

Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) создала необходимую основу сохранения ключевых местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, а также институциональную среду для развития научных исследований и целевых эколого-просветительских программ205.

На протяжении последних лет Президент России неоднократно отмечал важность развития и сохранения особо охраняемых природных территорий. Комплекс поручений по этому вопросу был дан Правительству России, включая завершение внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий, установление критериев экологического туризма и усиление правового режима государственных природных заповедников, в том числе в части, касающейся запрета на проведение рубок лесных насаждений и создания объектов капитального строительства206.

В феврале 2022 года эксперты с участием представителей органов власти на площадке Общественной палаты обсудили ход выполнения поручений Президента России в сфере развития и сохранения особо охраняемых природных территорий. Было отмечено частичное выполнение ряда поручений, а также отсутствие системного подхода к проблеме сохранения биоразнообразия и развитию экотуризма207.

Эксперты обращали внимание на то, что в последние годы наблюдаются попытки либерализации законодательства об особо охраняемых природных территориях, что представляется недопустимым, так как их создание и развитие — это единственно возможный и надежный инструмент защиты уникальных биологических ресурсов России, основа экологической, продовольственной и генетической безопасности.

Широкий общественный резонанс вызвал законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественной экспертизе»208, предусматривающий возможность изменения границ особо охраняемых природных территорий при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. По мнению экспертов, в случае принятия законопроекта реализация предлагаемых в нем законодательных инициатив могла привести к изъятию земель ООПТ. По итогам «нулевых чтений» общественного обсуждения и детального анализа законопроекта общественными экспертами были сформулированы предложения по его доработке, которые были направлены в Минприроды России209.

Министр природных ресурсов и экологии Мурманской области Сергей Абаринов во время сборки мусора на «Арктическом пляже» в Мурманске, организованном в рамках программы «Чистая Арктика». 3 сентября 2021 года. Павел Львов / РИА Новости

В марте 2022 года в Государственную Думу был внесен законопроект210, положениями которого была предусмотрена возможность изъятия части земель особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения и Байкальской природной территории для реализации приоритетных инфраструктурных проектов без проведения государственной экологической экспертизы проектной документации. Указанные законодательные инициативы вызвали резкую критику граждан, экологов, общественных организаций и отдельных представителей органов законодательной власти211. Позиция общественников была учтена депутатами Государственной Думы. Ко второму чтению была предоставлена новая редакция законопроекта, предусматривающая выведение из-под действия законопроекта Байкальской природной территории212. Кроме того, законопроект дополнили нормой, предусматривающей возможность строительства, реконструкции объектов инфраструктуры только с обязательным соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, проведением государственной экологической экспертизы.

Сегодня одним из ключевых механизмов обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, является экологическая экспертиза, в связи с чем вопросы совершенствования законодательства в данной сфере в 2022 году также вызывали высокий уровень внимания общественности.

Особое внимание институтов гражданского общества было уделено213 законопроекту, направленному на совершенствование процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы214. Главной новеллой указанного законопроекта стали положения, предусматривающие передачу полномочий инициирования проведения общественной экологической экспертизы от граждан и общественных организаций (объединений) к общественным палатам субъектов Российской Федерации и общественным палатам (советам) муниципальных образований. Эксперты, отмечая значимость института общественных палат как ключевого института гражданского общества, в то же время указали на риски подобной инициативы ввиду отсутствия в распоряжении общественных палат достаточного количества профильных экспертов и специалистов, необходимой материальной базы, соответствующих финансовых ресурсов для проведения качественной и профессиональной общественной экологической экспертизы215.

Кроме того, общественная экологическая экспертиза является одним из ключевых способов реализации права каждого на благоприятную окружающую среду216, и исключение граждан из числа инициаторов проведения общественной экологической экспертизы, по мнению экспертного сообщества, могло бы привести к нарушению их конституционных прав.

Под давлением общественности217 26 сентября 2022 года резонансный законопроект об изменении порядка проведения экологической экспертизы был снят с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.

В то же время в Государственную Думу был внесен новый доработанный законопроект218 в части совершенствования правового регулирования проведения экологической экспертизы, учитывающий основные замечания общественности к предыдущему законопроекту.

Однако и в отношении новой версии проекта закона у экозащитников возникли вопросы219. Особенно оживленное обсуждение вызвали новеллы законопроекта, устанавливающие требование об обязательной аттестации экспертов общественной экологической экспертизы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Экоактивисты и экологические общественные организации выразили единое мнение о необходимости безусловного обеспечения независимости общественных экспертов от органов власти всех уровней220 и предложили наделить Общественную палату и общественные палаты субъектов Российской Федерации полномочиями по ведению федерального и регионального реестров экспертов общественной экологической экспертизы. При этом включение экспертов в данные реестры было предложено осуществлять в заявительном порядке.

Серьезную озабоченность экологов, общественных экологических организаций и волонтеров в 2022 году вызвали вопросы сохранения уникального биоразнообразия нашей страны. Так, например, широкий общественный резонанс получили участившиеся случаи массовой гибели представителей морской фауны, в первую очередь краснокнижных морских свиней и дельфинов на побережье и в акватории Черного моря221.

Юнармейцы участвуют в посадке деревьев в рамках всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия» на территории РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева в Москве. 11 сентября 2021 года. Кирилл Каллиников / РИА Новости

Не меньшее опасение экологов вызывало состояние озера Байкал — уникального природного объекта, внесенного в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В сентябре 2019 года по результатам проверки исполнения законодательства по сохранению озера Байкал и его экологическому состоянию Президент Российской Федерации – утвердил перечень поручений от 12 сентября 2019 года No Пр-1818222, направленный на принятие системных мер по охране Байкальской природной территории. Президент России неоднократно отмечал, что сбережение озера Байкал для нынешних и будущих поколений является несомненным государственным приоритетом223.

Оценивая результаты исполнения указанных поручений, экоактивисты сошлись во мнении, что спустя три года ключевые пункты поручений остались невыполненными, в то же время, по оценкам отдельных экспертов, экологическое состояние озера Байкал продолжает заметно ухудшаться.

Все эти вопросы получили свое детальное обсуждение на площадке Общественной палаты в 2022 году. По итогам указанных обсуждений предложения и рекомендации по сохранению краснокнижных китообразных и уникального озера Байкал направлены в уполномоченные органы власти и организации. В настоящий момент Общественная палата ведет мониторинг учета направленных предложений.

Существенные риски для сохранения краснокнижных растений в естественной среде обитания представлял подготовленный Минприроды России законопроект «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды»224, предусматривающий возможность изъятия краснокнижных растений из естественной среды обитания для размещения объектов добычи полезных ископаемых или прокладки линейных объектов, линий связи и электропередачи. Благодаря совместным усилиям Координационного совета при Общественной палате по экологическому благополучию225, экологов и экологических общественных организаций удалось приостановить разработку данного законопроекта226.

Опасения экоактивистов вызвал внесенный в Государственную Думу законопроект, предусматривающий возможность осуществления в центральной экологической зоне Байкальской природной территории сплошных рубок лесных насаждений227. Общественная палата провела общественную экспертизу указанного законопроекта с привлечением к его обсуждению широкого круга представителей законодательной и исполнительной власти, научного и профессионального сообществ. Участники общественной экспертизы пришли к выводу об избыточности введения предлагаемой нормы, так как декларируемые в пояснительной записке к законопроекту цели по удалению в том числе значительной площади погибших и поврежденных лесных насаждений возможны в рамках уже действующего законодательства Российской Федерации228.

Вопросы сохранения природного наследия и уникального биоразнообразия нашей страны находятся в непосредственной зависимости от состояния окружающей среды.

Важным решением в направлении изучения климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям, а также на принятие мер по уменьшению негативного воздействия газов на окружающую среду стало утверждение Правительством России в 2022 году Федеральной научно-технической программы в области экологического развития до 2030 года229.

Программа нацелена на создание наукоемких технологических решений по мониторингу и прогнозированию состояния окружающей среды и климата.

Другими важными направлениями реализации указанной программы являются смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду, а также поиск оптимальных вариантов адаптации экологических систем и отраслей экономики к изменениям климата.

Разработка собственной методологической и научной базы и практические мероприятия на этой основе позволят минимизировать экологические и климатические риски, а также эффективно отстаивать национальные экономические интересы на международном уровне.

Субсидии в рамках реализации программы получат несколько десятков научных учреждений по всей стране, которые проведут около полусотни исследований и разработок230. Среди них — улучшение прогнозирования, создание моделей океана с покрывающим его льдом, климата нашей планеты за последние два столетия, системы наблюдения за таянием многолетней мерзлоты и сценариев декарбонизации России и мира. Благодаря этому будут разработаны национальные программы действий по борьбе с опустыниванием для 13 регионов231.

  • Введение
  • 1. Патриотический консенсус
    • 1.1 Вызовы перед страной — вызовы перед обществом
    • 1.2 Доверие как фактор общественной жизни
    • 1.3 Объединение гуманитарных усилий общества в целях помощи и поддержки жителям Донбасса
    • 1.4 Социальная и частичная военная мобилизация
  • 2. Экономический, технологический, образовательный суверенитет
    • 2.1 Кризис как окно возможностей — гражданские инициативы в сфере социально-экономического развития
    • 2.2 Суверенизация российской системы высшего образования
    • 2.3 Ключевые принципы развития российской экономики
    • 2.4 Импортонезависимость как основа экономической и социальной безопасности страны. Замещение отрасли сельского хозяйства
  • 3. Традиционные ценности
    • 3.1 Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей
    • 3.2 Межнациональное и религиозное многообразие и единство
    • 3.3 Защита семьи и детства
    • 3.4 Патриотическое воспитание
    • 3.5 Защита и сохранение национального достояния и историко-культурного наследия
  • 4. НКО: новые вызовы — новые решения
    • 4.1 Государство и НКО: расширение поля социального взаимодействия на основе доверия и поддержки
    • 4.2 Формирование инклюзивной культуры в российском обществе
    • 4.3 Благосфера — участие благотворительных организаций в решении важнейших социальных задач
    • 4.4 Фонд «Круг добра» в 2022 году
  • 5. Устойчивое развитие
    • 5.1 Экологическое образование
    • 5.2 ESG-повестка: роль гражданского общества
    • 5.3 Сохранение национального природного наследия
  • 6. Общественная дипломатия
    • 6.1 Международный диалог в современных условиях
    • 6.2 Международные организации и институты гражданского общества — взаимодействие в условиях глобальных трансформаций
    • 6.3 Активизация работы с российскими соотечественниками за рубежом
  • Заключение
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации
2022
год
English
language
Скачать
доклад
Скачать
календарь
На главную
Предыдущий
раздел
Следующий
раздел